В 12-13 веках появились университеты. Университеты начали появляться отчасти из-за растущего признания преподавания как профессии, требующей надзора и лицензирования. Позже, когда учителя объединились ради прибыли и защиты, были посеяны семена университета. Учебная программа университета примерно в 1200 году состояла из того, что тогда называлось семью гуманитарными науками. Они были сгруппированы в два подразделения. Первым был подготовительный тривиум: грамматика, риторика и логика. Вторым, более продвинутым разделением был квадривиум: арифметика, геометрия, музыка и астрономия.
крик долорес
Подобно римлянам, ученые средневековья переняли содержание греческого образования и адаптировали его к своей собственной культуре. Традиционные предметы были затуманены религиозными представлениями. Астрономия, например, была пронизана астрологией, а арифметика была полна мистического смысла:

В одном бушеле 22 секстария, потому что Бог в начале сотворил 22 дела; есть 22 поколения от Адама до Иакова; и 22 книги Ветхого Завета вплоть до Есфири и 22 буквы алфавита, из которых составлен божественный закон.

Для людей средневековья знание было авторитетным сводом богооткровенной истины. Ученый должен был не наблюдать за природой и проверять, подвергать сомнению и открывать истину для себя, а интерпретировать и разъяснять общепринятые доктрины. Таким образом, средневековый ученый мог спорить о том, сколько ангелов могло поместиться на булавочной головке, но он не ставил под сомнение существование ангелов.

К чести средневекового образования, к 12 веку образование женщин больше не игнорировалось, хотя лишь небольшой процент девочек действительно посещал школы. Большинство женщин в монастырях получили образование, о чем свидетельствуют знаменитые письма французской монахини Элоизы, которая получила классическое образование в женском монастыре Аржантей, прежде чем стать его настоятельницей. В начале 12 века девочек из благородных семей записывали в Нотр-Дам де Пари на занятия французского богослова и философа Питера Абеляра.
мексиканская революция
У средневекового образования были свои проблемы. Многие бросали учебу; влияние церкви иногда притупляло, а не оживляло разум; и от ученых часто ожидали, что они примут необоснованное и недоказанное. Материалов было мало. Во многих университетских библиотеках насчитывалось менее сотни томов. Поскольку книг было так мало, уроки приходилось диктовать, а затем заучивать. Тем не менее, средневековое школьное образование положило конец долгой эпохе варварства, положило начало карьере способных людей и отточило умы и языки вдумчивых и амбициозных учеников.